Тель-Авив – Яффо

Дата: 25 Декабрь 2013 Рубрика: Интересное про Израиль

Тель-Авив – Яффо

Тель-Авив – Яффо

Сегодня Тель-Авив можно назвать Нью-Йорком Израильской Земли. Этот многоликий и динамичный город является крупным центром финансов, культуры, fashion-индустрии и развлечений. Тель-Авив ежегодно посещает масса туристов, город всем им дарит приятный отдых и яркие впечатления.

Добро пожаловать в Тель-Авив! Я, Ваш персональный гид в Израиле, открою для Вас самые интересные и привлекательные места в этом городе. Не будем медлить, начнем путешествие!

Рассказать историю города полностью, можно только углубившись на несколько тысячелетий назад. В древнем мире был крупный морской порт под названием Яффо. Его история непосредственно связана с историей Тель-Авива, так как Яффо теперь является его частью.

По преданию, Яффо построил сын строителя библейского ковчега Ноя Яфет. Также с Яффо связана древнегреческая легенда о Персее и Андромеде. Согласно с ней, царь Кефей приковал свою красавицу-дочь к скале на съедение морскому чудовищу именно поблизости от Яффо. Здесь ее и спас от ужасной участи герой Персей.

Историки относят основание Яффо к XV в. до н. э. В подтверждение археологами были найдены древние руины крепости и ворот, в частности – порога от них. Датированы они именно тем временем. Вероятно, город был основан фараоном Египта Тутмосом III во время его походов в Ханаанские земли. Следует сказать, что до XIII в. до н. э. территория вокруг города, как и значительная часть Средиземноморского побережья, контролировалась Египтом.

В XII в. до н. э. Яффо перешел во владение филистимлян. Только в X в. до н. э. усилиями царя-завоевателя Давида город стал частью Израильского царства. Яффо не единожды упоминается в Ветхом Завете. Из этого города-порта пророк Иона уплыл в Таршиш на корабле. В Яффо прибывала ценная древесина (кедр и кипарис) из Тира для строительства Храма во времена Соломона. В VIII в. до н. э. Яффо перешел вновь под контроль филистимлян, а с V в. до н. э. попала под влияние финикийцев. На ее территории археологами были найдены остатки языческого финикийского храма.

В IV в. до н. э. на момент завоевания города Александром Македонским в Яффо проживали представители разных наций и религий. Это был портовый типический портовый город того времени. После смерти А. Македонского городом долгое время правила династия Антиохов. Тогда город назывался Иоппе. Только при Юлии Цезаре город снова стал частью Иудеи.

Тяжелые испытания выпали на долю города после Второго Иудейского восстания (66-73 н.э.). В отместку за то, что еврейские повстанцы использовали порт для блокировки морских коммуникаций римлян, город был разрушен. Однако его отстроили уже, буквально, через несколько лет. Более того, Яффо предоставили автономию. В II – IV вв. в Яффо растет численность еврейской общины. Тогда в городе проживали известные преподаватели Торы. Простые евреи города в то время занимались рыбной ловлей, а также торговали коврами, парфюмерией и одеждой.

С распространение христианства Яффо становится центром епископата. Арабское завоевание в 636 г. нивелировало значение Яффо как крупного центра торговли и ремесел. Город всего лишь играл роль порта, куда прибывали паломники из Европы.

Новый этап бурного развития принесли городу крестоносцы. Для них Яффо стал главным связующим звеном с европейскими странами, откуда прибывало снабжение. В то время из города были изгнаны все евреи и мусульмане. Яффо был заселен, преимущественно, франкоязычными европейцами.

В 1196 г. город был захвачен армией под предводительством брата Саладина Ал-Малика ал-Адила. Яффо вновь претерпел значительное разрушение. Крестоносцы еще сделали несколько попыток вернуть власть в городе, однако они не увенчались успехом. После 1268 г., когда мамлюкский султан Бейбарс до основания разрушил город, вырезав его население, Яффо на много столетий исчез из карты.

Толчком к новому восстановлению города стало разрешение для паломников из Европы посещать Святую Землю, которое османские власти утвердили в XVII в. Городок вновь начал активно принимать пилигримов. Позднее в Яффо начала развиваться промышленность, особенно мыловарение.

В 1799 г. город был взят штурмом войсками Наполеона. Хотя постройки в нем довольно сильно пострадали, но к населению полководец отнесся гуманно, особенно к евреям.

В XIX в. расширением города занялся правитель Махмуд Абу-Набут. В 1850 г. было налажено регулярное морское сообщение с Одессой, Триестом и Марселем. Приблизительно в это же время в городе появляются телеграфные и почтовые отделения. В 1892 г. начинает функционировать железнодорожная ветка до Иерусалима.

В XIX в. в Яффо растет численность еврейской общины, открываются еврейские школы и больница. Также в городе селится немецкая христианская секта темплеров. Возрастает в городе и число арабов, которые, в частности, прибывают из Египта. В Яффо все более остро ощущается межэтническая вражда.

Британский контроль над городом, начиная с 1917 г., принес Яффо экономическое процветание, но не помог преодолеть межнациональные конфликты. В 1920-30-е годы в Яффо прошел ряд еврейских погромов. Кроме того, в 1936 г. город прекратил принимать еврейских репатриантов.

Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю Яффо в 1948 г. в городе проживало 100 000 человек, 30% из них составляли евреи. Однако перед Войной за Независимость в Яффо сосредоточились арабы, а евреи вынуждены были искать прибежища в Тель-Авиве. Линия фронта как раз и пролегла между этими тогда еще отдельными городами. После занятия Яффо силами израильтян арабы бежали. 4 октября 1949 г. израильское правительство приняло решение об объединении Яффо и Тель-Авива в город под названием Тель-Авив – Яффо.

В Старом Яффо были проведены реставрационные работы, появились художественные галереи и мастерские, театры и музеи, рестораны и кафе. Он превратился в излюбленный туристами уголок Израиля.

Мои индивидуальные экскурсии по Израилю, не упускают из вида также историю развития Тель-Авива до его объединения с Яффо.

В 1906 г. молодой и энергичный репатриант Акива Арье Вайс выдвинул идею о создании возле Яффо современного еврейского поселения со всевозможными благами цивилизации того времени: канализацией, освещением улиц, упорядоченной планировкой и т. д. Несмотря на критику скептиков, идею решили воплотить в жизнь. С этой целью было создано общество  «Ахузат байт», которое и занялось реализацией проекта.

Вскоре общество на собранные сообща деньги купило участок к северо-востоку от Яффо. Это были пустынные песчаные дюны. Архитекторы разделили его на 60 участков по количеству членов общества. С названием будущего города долго не могли определиться. В результате Тель-Авив перекликается с наименованием поселения евреев в Вавилонии, о котором упоминается в Библии.

В 1914 г. население Тель-Авива равнялось 2 000 человек. В 1921 г. в городе избрали первого мэра. Это был М. Дизенгоф. После начала еврейских погромов в Яффо немало евреев решает поселиться в Тель-Авиве. Тогда в городе были созданы театры «Кумкум» и «Хабима», филармонический оркестр, опера. В архитектуре преобладает модернистское направление. В частности, ряд построек сооружен по концепции академии «Баухауз».

Население Тель-Авива росло нереально быстро. К 1939 г. его численность достигла 160 000 человек. Разумеется, подобный рост в значительной мере был обусловлен притоком иммигрантов. «Нелегальная» иммиграция вызывала негативную реакцию англичан. Они даже поставили на якорь близ берегов Тель-Авива свои суда.

Тель-Авив – это целиком еврейский город, основанный евреями. Именно поэтому он с 1920-х годов стал центром еврейской культуры и общественной жизни, то есть, центром ишува. Муниципалитет, полиция и другие официальные органы осуществляют свою деятельность только на иврите.

Вторая мировая война приостановила развитие города, он дважды подвергался бомбардировкам (в 1940 и 1941 гг.). Несколько десятков его жителей было убито. Однако промышленные предприятия города продолжали работать для снабжения антигитлеровской коалиции.

Перед Войной за Независимость население города равнялось 200 000 человек. Именно Тель-Авив стал местом провозглашения Декларации Независимости Израиля в 1948 г.

1960-е годы стали временем строительства в городе высотных домов. В частности, Мигдал Шолом Меир было долгое время самой высокой на Ближнем Востоке постройкой. Постепенно коммерческая жизнь города сдвинулась на север, а также северо-восток. На морском побережье выросла цепочка фешенебельных отелей.

Поверьте, о Тель-Авиве я могу говорить часами. Однако почувствовать колорит этого города можно, только двигаясь по его оживленным улицам. Я, как опытный частный гид по Израилю, уверен, что Вы полюбите этот город и захотите его навестить еще не раз.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Cмотреть далее:

Закладки и сервисы

Похожие записи

Обсуждение

Пока нет комментариев.

Прокомментировать

Обязательно

Не публикуется. . Обязательно