Иерусалим

Дата: 25 Декабрь 2013 Рубрика: Интересное про Израиль

Русский Иерусалим

Иерусалим

История Иерусалима – это трагическая череда войн и завоеваний, в ходе которых Город на Холмах оказывался во владении разных народов и правителей. Так продолжалось почти пять тысячелетий. Однако Иерусалим был, есть и всегда будет Святой Землей для всех народов, населяющих нашу планету.

Ирушалем – так называли Святой Город его основатели. Хотя вначале данное название получил небольшой поселок, который вырос на горе Офел у источника Гихон в к. III тыс. до н.э. Языковеды полагают, что наименование Ирушалем сложено из двух слов: глагола основывать («иарах») и имени западносемитскоко божества «Шалим». Основателями поселения, ставшего через тысячелетие величественным городом, были иевусеи – клановый союз, который относился к ханаанским народностям.

По Библии ханаане вели свою родословную от Ханаана, одного из одиннадцати сыновей Хама. Во времена ханаанского владычества в Ирушалеме царствовали правители-жрецы. Их имена имели окончание «цедек», а самым знаменитым был Мелхиседек или Малки-Цедек (в переводе – «Царь Справедливости»). В Библии этот правитель почитаем за то, что очень благожелательно относился к евреям. В частности, он гостеприимно встретил Авраама и принял причитающуюся десятую долю трофеев, полученных войском Авраама в сражениях с четырьмя восточными властителями. Кроме того, в Евангелии Иисус Христос именуется «Первосвященник по чину Мельхиседека». Начиная с XV в. до н. э. Святой Город пребывал в зависимости от правителей Египта. Население Ирушалема становится все более многонациональным.

Евреи завоевывали Иерусалим дважды. В библейском тексте упоминается, что «сыны Иудины» захватили и разрушили город. Очевидно, они вскоре покинули руины и в город снова вернулись иевусеи. Во второй раз Иерусалим завоевал царь Давид. Случилось это после того, как он сумел консолидировать под своей властью израильские племена и захотел устранить анклав иевусеев, который находился прямо посреди наделов колен Иуды. Давид видел в Иерусалиме столицу Объединенного царства. Так как город не пребывал во владении ни одного из еврейских племен, его возвышение не могло стать причиной межплеменной вражды.

Давид вероятно в 1000 г. до н.э. (в иных источниках – в 1002 году до н.э.) вначале завоевал иевусейскую крепость Сион (Цион), а затем и сам Иерусалим. Он осуществил это силами собственной дружины, не привлекая союзное войско, и таким способом определил статус города как царской собственности. Правитель именовал город в свою честь Ир Давид, то есть, Град Давида. Он переместил в него из бывшей столицы Хеврона все атрибуты царской власти. Вскоре в Иерусалим был перемещен и Ковчег Завета, что сделало город также центром религиозной власти.

Соломон, приемник Давида, укрепил статус Иерусалима в качестве столицы всей Иудеи. Через город проходили торговые караваны из Финикии к портам Красного моря, а также из Египта в мультинациональную Месопотамию, что способствовало его экономическому процветанию. Соломон много усилий уделял расширению города и постройке новых сооружений. В годы его правления был построен великолепный царский дворец, а на горе был сооружен Храм, где свое место нашла главная святыня израильтян Ковчег Завета. С этого времени берет начало период Первого Храма, датированный 950 – 586 годы до н. э.

После кончины Соломона (предположительно в 928 г. до н.э.) еврейское Объединенное царство распалось. Хотя Иерусалим и сохранил статус столицы Иудеи, но не раз подвергался нападениям и разрушениям. Приблизительно в 924 г. до н. э. известный завоеватель фараон Шешонк вынудил царя Рехав‘ама заплатить огромный выкуп, который опустошил сокровищницы Храма, дворца и разорил весь город. В 786 г. до н. э. многострадальная Иудея вновь подверглась вторжению. В этот раз – Израильского царя Иехоаша, который захватил Иерусалим, затем разграбил его, а часть укрепленной стены разрушил. В сер. VIII в. до н. э. статус Иерусалима немного укрепился. Иудейские цари Осия и Езекия усилили защиту города. После захвата в 722 г. до н.э. соседнего с Иудеей Израильского царства Ассирией город смог принять многочисленные потоки беженцев.

Ассирийское вторжение в Иудею откладывалось, но было неизбежным. Под натиском ассирийцев уже пали Самария и Дамаск. И вот в 701 г. до н.э. «Град Мира» был осажден войском царя Сеннахирима. Однако жителям Иерусалима помогло чудо – ассирийскую армию поразила эпидемия, и она покинула место осады. После падения в 612 г. до н. э. грозной Ассирийской империи началась война между Египтом и Вавилоном за ее наследство. Иерусалим на время оказался во власти египетских фараонов.

Первое Вавилонское пленение стало трагической страницей в истории «Прекрасного Града» В 598 г. до н. э. началась его осада вавилонским царем Навуходоносором. После того, как иудейский царь Иехония попросил пощады вавилонские завоеватели не только захватили все царские и храмовые сокровища, но также пленили около 10 000 человек, среди который была царская семья, знать и воины. Все они были отосланы в Вавилонию, в Иерусалиме осталась только беднейшая часть населения.

Второе Вавилонское пленение произошло спустя десятилетие, и было еще более трагичным. В 588 г. до н. э. новый властитель Иудеи Седекия (Цидкияху), которого Навуходоносор назначил на место Иехонии, поднял восстание. В этот раз осада города продолжалась два изнурительных года. После падения город был полностью сожжен и разрушен, большинство населения было уничтожено либо пленено. Среди сожженных сооружений был и Храм (так окончился период Первого Храма). Самого Седекию ослепили, но перед этим убили всех его сыновей. Слепой царь был в цепях уведен в Вавилон.

Кир Великий, могущественный персидский царь, завоевал Вавилон в 538 г. до н.э. Известно, что в состав его государства входили земли многих народностей. Однако этот царь отличался терпимостью к чужим верованиям и обычаям. Своим декретом он разрешил еврейскому народу вернуться на родину, отстроить заново Иерусалим и возвести новый Храм.

Постройка нового Храма продолжалась довольно долго. Виной всему были интриги самаритян, а также местной персидской администрации. Восстановление святыни было окончено только в 515 г. до н.э. Тогдашний властитель Иудеи Зоровавель вместе со священником Иисусом, который был сыном Иоседека, освятили Храм. Так было заложено начало периода Второго Храма, датированного 516 г. до н. э. – 70 г. н. э. Но Иерусалим в это время продолжал оставаться малозаселенным, а его стены уже несколько десятилетий подряд лежали в руинах. Ситуацию смогло изменить назначение правителем Иудеи Неемии в 445 г. до н. э. Будучи деятельным человеком и до этого занимая высокий пост при дворе властителя Персии Артаксеркса, он не испугался интриг местных чиновников. Неемия сумел за 52 дня отстроить городские стены. Кроме того, он издал указ, который обязывал знать переселиться в Иерусалим. Также город пополнился за счет десятой части сельского населения Иудеи.

Александр Македонский, покорив персидскую державу, в 332 г. до н. э. автоматически стал новым властителем иудейских земель. Однако он подтвердил привилегии Иерусалима, дарованные городу персидскими царями. Большие бедствия и разрушения ожидали город уже после смерти великого завоевателя. В кон. IV в. до н. э. «Прекрасный Град» был захвачен и в значительной мере разрушен войсками Птолемея I Сотера (ему после смерти Александра Великого достался Египет).

Под властью Птоломеев Иерусалим пробыл около 100 лет. Только вначале положение города и его жителей было тяжелым. В дальнейшем с укреплением власти династии Птоломеев Иудея получила широкие автономные права. В крае установилось спокойствие и процветание. Первосвященники иерусалимского Храма находились во главе административного аппарата и поддерживали тесные взаимосвязи с греческой аристократией Египта.

Правление Селевкидов для Иудеи и Иерусалима вначале казалось большим благом. Причина была в том, что в 198 г. до н. э. иудеи оказали Селевкидам значительную помощь в их войне с Египтом, за что сирийский правитель Антиох III укрепил привилегированный статус Иерусалима и даже освободил жителей города на несколько лет от уплаты различных сборов и налогов. Однако другой представитель династии Селевкидов Антиох IV Эпифан провозгласил политику эллинизации, что негативно отразилось на положении иудеев. Наибольшее возмущение у них вызывала необходимость приносить языческие жертвы. Принуждения подобного рода вызвали мятеж. Антиох жестоко подавил восстание и в 167 г. до н. э. издал ряд указов против иудейской религии. Также в числе карательных мер были изъяты храмовые сокровища и реликвии. Сам Храм был превращен в жертовник Зевса Олимпийского, кроте того, там проводились отвратительные оргии в честь бога Диониса.

Борьба с правителями Сирии за автономию Иудеи не закончилась на этом. Новый мятеж поднял священнослужитель Маттафия, который собрал войско и выступил против селевкидской армии. Вскоре он умер, но его дело продолжил сын Иуда Маккавей. Этот талантливый военачальник сумел выиграть ряд сражений и в 164 г. до н. э. завладеть Храмовой горой. Поскольку Храм, наконец, был избавлен от языческой скверны, Иуда Маккавей и его приверженцы восемь дней отмечали Ханукку – торжество освящения. Однако противостояние с Сирией продолжалось. Несмотря на то, что Антиох V Евпатор пожаловал евреям право вероисповедания в крепости Акра продолжал находится сирийский гарнизон. Только в 141 г. до н. э. вооруженные отряды Симона Хасмонея, младшего брата Иуды Маккавея, заняла крепость и положила конец владычеству чужеземцев в Святом Городе.

Хасмонейское царство, столицей которого сал Иерусалим, было оплотом благоденствия и процветания для евреев. В городе активно развивались ремесл,а и велась активная торговля, строились монументальные сооружения, в числе которых – городская стена. Однако Хасмонеи были склонны к внешним экспансиям, не чужды им были и внутренние распри. В нач. I века до н.э. край оказался изнурен гражданскими войнами. Наконец в 63 г. до н. э. в очередную войну за иудейское престолонаследие после кончины властительницы Саломеи-Александры, которую вели Аристубул II и его брат Гиркан, вмешались римляне.

Римский протекторат, который был навязан полководцем Помпеем после победы над иудейскими войсками, превратил «Град Справедливости» в административный центр округа, занимающего лишь небольшую часть Хасмонейского царства. С 40 по 37 годы до н.э Иерусалимом смог завладеть Антигон II. Однако вскоре город вновь попал в руки римлян, которые на этот раз выступали в союзе с Иродом I, сыном правителя Идумеи.

Ирод I был для всей Иудеи и для Иерусалима, в частности, жестоким деспотом. Примечательно, что его правление началось с резни и грабежа, с трудом удалось остановить полное уничтожение Храма, хотя он и успел пострадать в значительной мере. При Ироде население Иудеи страдало от непосильных налогов и поборов. Кроме того, царь старался всячески унизить местную знать. Однако во времена Ирода Иерусалим поражал иностранных путешественников своим блеском и роскошью. Самым большим сокровищем столицы снова стал Храм.

В последний период правления Ирода произошло величайшее для всего человечества событие – рождение Иисуса Христа. Через 33 года Сын Божий за свои проповеди был распят недалеко от городских стен Иерусалима, на горе Голгофа.

Римская провинция Иудея во времена после смерти Ирода больше не имела властителей и управлялась прокураторами, которые выбрали резиденцией Кесарию. Непосредственно Иерусалимом управляли первосвященники и Синедрион. Только в праздники, когда город наполняли паломники с соседних провинций и стран, в город приезжал прокуратор. В I в. н. э. «Град Бога» был достаточно большим как для того времени городом. Но во второй пол. I в. население значительно сократилось в результате крупного восстания против римлян.

Первая Иудейская война – под таким названием вошел в историю масштабный мятеж иудейского народа, направленный на борьбу с произволом римлян. В ответ на бунт в 66 г. прокуратор Гессий Флор приказал устроить резню, в результате которой погибло около 3500 жителей Иерусалима. В ответ жители города уничтожили римский гарнизон и смогли противостоять напору римлян вплоть до 70 года, когда полководец Тит после пятимесячной осады все же сумел овладеть Иерусалимом. Весь город был полностью разрушен, включая Храм, его жители в большинстве были убиты либо пленены. Так закончился период Второго Храма. Оккупанты оставили в целости только цитадель Ирода, где разместился гарнизон. На протяжении 60 лет Иерусалим пребывал в руинах.

Вторая Иудейская война (второе название – Восстание Бар-Кохбы) разгорелась в результате решения Адриана, римского императора, построить на месте Иерусалима римский город. В 130 году он путешествовал по территории Иудеи и увидев развалины города преисполнился грандиозными проектами. Прямым поводом к восстанию стала попытка возвести на Храмовой горе языческий жертовник. Повстанцы с Бар-Кохбой во главе сумели очистить Иерусалим от римлян и удерживали город на протяжении трех лет. В 135 году римляне возобновили свою власть в Иерусалиме и начали активно сооружать римский город под наименованием Элия Капитолина, который нельзя было посещать никому из иудеев.

Элия Капитолина – это римский военный лагерь в классическом виде. Как основа была взята разбивка площади города на квадраты, при которой все улицы перекрещиваются под прямым углом. Стрый Город до наших дней в общих чертах сохранил это римское планирование. На месте Храма выросло святилище Юпитера. Неподалеку были возведены храмы других богов римского пантеона. Известно, что в те времена в Иерусалиме была создана небольшая христианская община, также город посещали паломники. Однако он тогда был всего лишь маленьким провинциальным городком.

Византийский период в истории Иерусалима фактически начался в 324 году, когда Палестиной овладел император Константин I Великий. Раздел Римской империи с полным отделением ее восточной части в 395 году только закрепил уже существующее положение вещей. В 326 году город посетила царица Елена, инициировав грандиозное храмовое строительство. В 335 году на том месте, где предположительно захоронили Иисуса Христа, был воздвигнут византийский Храм Гроба Господня. Евреям все так же было запрещено посещать Иерусалим. Ситуация изменилась только на недолгое время, когда в 361 году власть оказалась в руках Флавия Клавдия, получившего имя Юлиан Отступник. Будучи приверженцем язычества, он разрешил восстановить Храм. Но вскоре он погиб в бою с персами. Евреи смогли окончательно вернуться в Иерусалим лишь в 438 г., когда их судьбой озаботилась императрица Евдокия.

Персидское завоевание города в 614 г. стало еще одной кровопролитной страницей в его истории. Евреи увидели в персах избавление от насильственной христианизации и заключили сделку с их предводителем Хосровом II. Общими усилиями им удалось взять Иерусалим, при этом разрушив христианские святыни и уничтожив многих христиан. Управление городом персы передали Неемии бен Хусиэлю. Однако через два года власть была передана христианскому большинству. Неемия и его близкие сторонники были казнены. В 629 г. в город вновь вернулись византийцы. Они безжалостно расправились над иудеями за помощь персам. Иудеям снова строго запретили посещать Иерусалим.

Арабское правление, которое началось в 638 году после вхождения в Иерусалим вооруженных сил халифа Омара ибн ал-Хаттаба, вначале ознаменовалось веротерпимостью и процветанием города. Следует сказать, что арабская армия вошла в город без боя, так как патриарх Софроний, на тот момент, управлявший городом, решил избежать кровопролития. Халиф Омар начал с расчистки города от завалов и руин, оставленных предыдущими военными действиями. Он велел построить в городе первую в его истории деревянную мечеть. По свидетельствам современников, Халиф Омар был очень мудрым правителем. Среди его советников были не только единоверцы, но и христиане, а также иудеи. Более того, 70 еврейским семьям было позволено вновь поселиться в городе неподалеку от Храмовой площади. Там они вскоре построили синагогу и мидраш, которые функционировали до прихода христоносцев.

Халифы династии Омейядов именовали Иерусалим Аль-Кудсом и придавали ему большое значение. Именно в Иерусалиме в 661 г. был провозглашен правителем основатель этой династии халиф Муавия I... Представители династии Омейядов возводили в Иерусалиме множество роскошных мусульманских культовых сооружений, которые соперничали своим величием с христианскими святынями города. В частности, были возведены мечеть Аль-Акса, а также Купол Скалы, которые привлекали многих паломников, идущих в Мекку. Перенос резиденции халифов из Иерусалима в Рамлу в 716 г. положил начало периоду упадка города. Ужасной трагедией для города обернулся приказ последнего из Омейядов Маруана II, по которому в наказание за мятеж город был разрушен.

Владычество династии Аббасидов совпало с длительным упадком Иерусалима. Аббасиды, придя к власти в 750 г., перенесли свою резиденцию в Багдад. Они лишь изредка посещали Иерусалим и приказали восстановить фортификацию вокруг города для предотвращения его оккупации противниками. Халиф Харун ар-Рашид имел дружеские взаимоотношения с Карлом Великим. В 800 г. под протекторат французского монарха были переданы христианские церкви и монастыри Иерусалима. В 878 г. Палестина, включительно со всеми израильскими землями, стала частью Египетского султаната. Иерусалим прекратил играть ключевую роль в жизни региона.

Внутренняя религиозная вражда и агрессия внешних противников принесли много бед Иерусалиму и его жителям в X – XI веках. В 938 году мусульманская община города учинила кровавую резню христианам. В 966 г. на христиан напали уже общими усилиями мусульмане и евреи. Во время этого погрома был убит Иерусалимский патриарх и сожжена Церковь Гроба Господня. В 969 году город был присоединен к владениям халифов Фатимидов. Они исповедовали исмаилизм и очень нетерпимо относились к христианству и иудаизму. В нач. XI века душевнобольной халиф ал-Хаким отдал приказ разрушить христианские храмы и синагоги «Прекрасного Града». В 1071 г. город оккупировали Сельджуки, он стал частью империи Персии и Ирака под управлением султанов. Лишь на один год (1098) Фатимиды смогли вернуть свои владения, однако вскоре к городу подошли крестоносцы и в истории Иерусалима начался новый период.

Период крестоносцев не стал для Иерусалима временем расцвета и благоденствия. После воззвания папы римского Урбана II в 1095 году, множество феодалов Западной Европы решили принять участие в освобождении Иерусалима и всей Палестины от ига мусульман. Рыцари из Южной Франции, Лотарингии, Нормандии и Южной Италии дали обет об участии в крестовом походе и стали носить белые либо алые нашивки в виде крестов на плащах. В 1096 г. крестоносцы выступили в путь. Однако большая их часть так и не дошла до стен Иерусалима. Грабеж богатых городов Малой Азии стал непреодолимым искушением на их пути. 15 июля 1099 года отряды крестоносцев, возглавляемые герцогом Робертом Нормандским, герцогом Годфруа Бульонским, графом Робертом Фландрским и графом Раймондом Тулузским, взяли город штурмом. В Иерусалиме было устроено побоище, в котором гибли не только мусульмане и иудеи, но и христиане, если были одеты по-восточному. Множество жителей города было продано в качестве рабов.

Иерусалимское королевство – так называли крестоносцы свои владения в Эрец-Исраэль. Вначале на трон взошел Годфруа Бульонский, а затем его младший брат Бодуэн под именем короля Балдуин I. Покинутый мусульманами и евреями Иерусалим начали заселять иммигранты, прибывшие из Западной Европы. Тогда в Иерусалиме было возведено множество католических храмов, в христианские церкви также превращали мусульманские мечети. Самой значительной постройкой крестоносцев стала ново сооруженная Церковь Гроба Господня (1149 г.). В XII веке в Иерусалиме сменилось несколько правителей, последним из которых был Ги де Лузиньян. Этот тщеславный и бездарный человек погубил множество рыцарей в боях с армией Саладина, которая приблизилась к стенам города. В результате Иерусалим оказался, практически беззащитен. Несмотря на отчаянную оборону города, которой руководил Балиан де Ибелин, слача Иерусалима была только вопросом времени.

Саладин, который завоевал Иерусалим в 1187 году, своим авторитетом и властью остановил грабежи и кровопролития. Он разрешил христианскому населению покинуть город, предварительно заплатив выкуп. Более того, Саладин обязал итальянских купцов помочь бывшим жителям Иерусалима добраться в Европу на их кораблях. Однако все христианские храмы были превращены либо в мечети, либо в здания некультового назначения. Одним из своих распоряжений Саладин разрешил евреям вновь вернуться в Иерусалим.

Правление Фридриха II Гогенштауфена – это еще одна яркая страница жизни Иерусалима. Этот неординарный европейский монарх, носивший титул Императора Священной Римской Империи, сумел еще на некоторый период (с 1229 по 1244 годы) вернуть Иерусалиму статус христианского города. Фридрих смог заключить Яффский договор с Маликом аль-Камилем, египетским султаном, по которому весь Иерусалим, исключая, правда, Храмовую гору, а также Вифлеем и Назарет вошли в состав Священной Римской Империи. К сожалению, подобное положение вещей продолжалось недолго. В 1244 г. хорезмийское войско, нанятое египетским султаном, оккупировало город. При этом, христиан ожидала жестокая расправа, а их святыни – разрушение.

Под властью мамлюков Иерусалим оказался после того, как в израильские земли вначале вторглись монголы, а затем мамлюки в 1260 г. нанесли им поражение. Монгольское нашествие опустошило Иерусалим. Множество беженцев покинули город и не возвращались туда еще долгое время. При мамлюках Иерусалим приобрел статус центра мусульманского богословия. В городе были открыты учебные заведения, где можно было получить богословское образование. Немусульманское население города тогда находилось в плачевном положении. Иудеев в городе в то время было мало, но они начали прибывать в конце XIV – в начале XV века, спасаясь от насильственной христианизации в Западной Европе, в частности – в Испании. Однако в 1440 г. власти наложили на евреев непосильную годовую подать, поэтому они вновь вынуждены были покинуть Иерусалим. Налог отменили только приблизительно через столетие, что стимулировало новый поток беженцев-евреев, которые спасались от жестокостей Инквизиции.

В составе Османской империи, куда Иерусалим попал в 1517 году после разгрома турками мамлюков, город ожидало более стабильное положение. Особенно благоприятным был период правления Сулеймана Великолепного. Этот мудрый правитель в 1536 – 41 годы велел возвести новую стену вокруг Иерусалима, а также отремонтировать водопровод. Однако в дальнейшем город перестал быть стратегически важен для османских султанов. На протяжении около 400 лет среди населения Иерусалима превалировали арабы. Иерусалим был настолько малозначительным с военной точки зрения, что в 1779 г. мимо него прошел Наполеон Бонапарт, не предприняв попытки войти в «Град Мира».

В середине XIX века за влияние в Палестине начали бороться такие крупные державы, как Великобритания, Франция, Пруссия, Австрия и Россия. В Иерусалиме все чаще появляются представители этих стран. Тогда же, известные еврейские филантропы, прежде всего Мозес Монтефьоре, а также семья Ротшильдов вкладывают средства на сооружение в городе госпиталей и школ. Во второй пол. XIX века в «Святом Городе» активно застраиваются кварталы для компактного проживания национальных и религиозных общин. Застройку первого такого квартала для евреев профинансировал в 1855 г. Мозес Монтефьоре. Немного позже свои кварталы обустроили немецкая протестантская секта и русская духовная миссия.

Период Британского владычества начался для Иерусалима в 1917 году, когда в ходе Первой мировой войны генерал Эдмунд Алленби со своими подразделениями вступил в Иерусалим. В 1920 году в городе начала функционировать британская гражданская администрация. В 1924 году был создан городской совет, куда вошло равное количество представителей от трех религиозных общин. Для смягчения межнациональной вражды, англичане, как правило, назначали мэром города мусульманина, на его заместителями еврея и христианина. Однако кровавые столкновения между противоборствующими религиозными общинами возникали постоянно. До 1938 года террористическая деятельность арабов достигла угрожающего размаха. Тогда же, британское правительство приняло решение отказаться от создания в Палестине автономного еврейского анклава. Это вызвало массовые демонстрации протеста и стало толчком к началу диверсионных действий против британских властей в Иерусалиме. Подобная деятельность только немного ослабла в годы Второй мировой войны, а затем вновь возобновилась еще активнее.

Резолюции ООН о разделе Палестины, которая была принята в 1947 году, стала причиной для начала масштабного вооруженного конфликта, в который британцы уже не хотели вмешиваться. В 1948 году они вывели свои войска из Иерусалима. После кровопролитных столкновений было достигнуто соглашение о разделе Иерусалима. Только западная часть «Святого Города» отошла под управление государства Израиль, восточная часть, включая Старый Город, попала под контроль Трансиордании. Ситуация в городе, разделенном демаркационной линией продолжала оставаться напряженной.

Шестидневная война, которая произошла в июне 1967 г., стала кульминацией затяжного конфликта молодого Государства Израиль и союзных арабских держав. Зачинщиком войны, несомненно, следует считать президента Египта Гамаля Абдель Насера, который с намерение захватить израильские земли, двинул к ним войска. Однако израильтяне нанесли упреждающий удар по египетским аэродромам. Далее начались артиллерийские столкновения между иорданскими войсками и израильтянами на территории Иерусалима. Вскоре весь город оказался в руках израильтян.

Сегодня Государство Израиль, а также Палестинская автономия считают «Град Мира» своей столицей. Некоторые государства отвергают статус всего Иерусалима в качестве столицы Израиля. Однако в Иерусалиме сегодня находятся президент страны, Кнесет, а также правительство. Иностранные дипломаты принимают подобную ситуацию.

Пожелайте процветания Граду Божьему! Пусть он благоденствует на века! 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Cмотреть далее:

Закладки и сервисы

Похожие записи

Обсуждение

Пока нет комментариев.

Прокомментировать

Обязательно

Не публикуется. . Обязательно