Иерусалим Иудейский

Дата: 25 Декабрь 2013 Рубрика: Интересное про Израиль

Иерусалим Иудейский

Иерусалим Иудейский

Археологические материалы, обнаруженные на территории Иерусалима, дают основание утверждать, что эта зона была заселена людьми уже в к. III тыс. до н.э. В египетских источниках 19 – 18 вв. до н. э. найдено упоминание о небольшом городе иевусеев, расположенном на горе Офель. Тогда он еще не был стратегически важен, поэтому Иисус Навин прошел мимо него в ходе завоевания Земли обетованной. В городе продолжали жить ханаанские народы (прежде всего – иевусеи) вплоть до пришествия вооруженных подразделений Давида. Вероятно, в 1000 г. до н.э. могущественный завоеватель овладел крепостью Сион, то есть, стал властителем города иевусеев. Он приказал перенести в туда Ковчег Завета – самую значительную религиозную святыню всех 12 еврейских племен. Таким образом, город стал центром политической, а также религиозной жизни Иудеи.

Сердцем Ир Давид (то есть, Города Давида) является Акрополь. По результатам археологических раскопок можно проследить историю Иерусалима от воцарения Давида до вавилонской оккупации в 586 г. до н.э. Сохранились стены, датированные XIII в. до н.э. Вполне очевидно, что они служили для укрепления террас, на которых стоял город иевусеев. Уже после взятия крепости Давидом в Х в. до н.э. прямо перед крепостным рвом была обустроена пологая земляная насыпь – гласис. Он послужил фундаментом для сооружения дворца. В VII в. до н.э. иудеи начали строить вокруг крепости жилые дома.

Реконструкция «Дом Ахиэля» названа так благодаря керамическому черепку, на котором выжжено имя потенциального владельца. Жилище включает четыре комнаты. Его западная половина вкопана непосредственно в гласис, восточная поддерживалась за счет насыпи над ним. По лестнице, ведущей в жилище, скорее всего, можно было взобраться на плоскую крышу. Под одной из комнат была выкопана двухметровой глубины помойная яма. Над ней лежал камень с проделанным отверстием, предположительно служивший туалетом. На полу этого жилища были найдены остатки обгоревшего деревянного потолка, а также многочисленные наконечники стрел. Они указывают на то, как отчаянно население города сопротивлялось вавилонскому нашествию.

Несомненно, самыми значимыми достопримечательностями Города Давида считаются источник Гихон, который арабы называли Эйн-Рогель, а также Силоамская купель.

В переводе с древнего языка «Гихон» значит «прыгающий». Когда-то вода, выходя наружу, била ключом. Это происходило потому, что вначале она скапливаясь в естественных полостях, а затем изливаясь под давлением. В наше время подобное явление уже не наблюдается. Согласно легенде, в этом источнике Пресвятая Богородица занималась стиркой белья, поэтому его иногда называют – Фонтан Девы Марии. Без преувеличения, Гихон дал жизнь Иерусалиму. Иевусеи выбрали для основания своего поселения гору Офель именно по причине наличия этого животворного источника.

Впервые в Священном писании Гихон упоминается в описании помазания властителя Соломона на царство, которое происходило возле источника. Поскольку при Соломоне город достаточно активно рос, царь приказал соорудить тоннель для обеспечения запасов воды. Этот тоннель проходил вдоль подножия холма. В нем были проделаны боковые ответвления, которые вероятно служили для орошения земледельческих участков в Кедронской долине. Часть этого древнего тоннеля сейчас можно увидеть неподалеку от Хасмонейской башни.

Угроза ассирийского вторжения в кон. VIII в. до н.э. подтолкнула царя Езекию к решению засыпать тоннель вне города и прорыть новый в его черте. За четыре года строители смогли проделать широкий тоннель длиной 538 метров, который заканчивался Силоамской купелью. Строители были горды проделанной работой, о чем свидетельствует табличка с кратким описанием процесса сооружения тоннеля. Она была найдена археологами и сейчас экспонируется в Стамбульском музее. Исследователи полагают, что, сооружая тоннель, рабочие использовали природные трещины и пустоты в скальной породе, поэтому он получился достаточно извилистым.

В XIX веке британский археолог Чарльз Уоррен обнаружил еще одну интересную находку, связанную с источником Гихон. Он натолкнулся на подземный ход, с помощью которого добывали воду, не покидая города. Очевидно, через него опускали на веревке ведро и набирали воду из резервуара, который наполнялся из источника Гихон. В честь Чарльза Уоррена ход назвали «шахта Уоррена».

Несомненно, важнейшей святыней в иудаизме является гора Мориа (по-другому – Храмовая гора). Именно на ней Соломоном был построен Храм. Священную память об уничтоженном Храме воплощает Западная стена, которая известна европейцам под названием Стена Плача. Следует сказать, что религиозный суд (рабанут) по многим причинам запрещает евреям ступать на Храмовую гору. Одна из причин – отсутствие достоверной информации о месте нахождения Святая Святых, поэтому, посещая гору, можно ненароком стать ногами на Святейшее место.

После первого разрушения Храма евреи избрали местом молитвы Елеонскую гору, так как оттуда были хорошо видны руины Храма. Но с V века установилась традиция молиться около Стены Плача. Так она стала символом надежды на возрождение Храма. После 639 года, когда мусульмане построили свои культовые здания на Храмовой горе, а иудеям было запрещено там находиться, к Западной стене начало стекаться множество паломников из разных уголков земли.

Известно, что евреи, рассеянные по миру, молятся, повернувшись лицом в сторону Израиля. Пребывая в самой стране, принято молится, повернувшись к Иерусалиму. Жители же самого Иерусалима совершают молитву, устремив свой взгляд по направлению к Стене Плача. Возле самой Стены неизменно собирается множество верующих, которые молятся и оплакивают разрушение Храма. Некоторые из них оставляют в щелях между каменной кладкой записки с прошениями ко Всевышнему. Их одни раз в год закапывают в землю на Елеонской горе.

Достоверно установлено, что Западная стена является частью подпорной стены, которой окружили Храмовую гору при Ироде. В целом, длина стены составляет 485 метров. Однако собственно Стена Плача – это только ее участок в 60 метров. Подпорную стену соорудили для укрепления насыпи, с помощью которой удалось расширить площадь Храмовой горы и, а таким образом, и самого Храма. Для ее постройки использовали массивные обтесанные камни. Как правило, их длина 1,5-3 м, высота же 1-1,2 м. По ходу того, как стена заносилась землей, ее надстраивали.

Иудейские святыни

Для иудеев Храм был местом «обитания» Всевышнего на земле (то есть, местом Шехины). Одновременно он служил местом отправления культа священниками Бога Израиля. До возведения Храма святилища иудеев уже были в городах Шило, Гилгале, Мицпе и Хевроне. Следует сказать, что именно в последнем городе было произведено помазание Давида на царство. После перенесения Ковчега Завета – символа Божественного присутствия – в Иерусалим, город обрел значение общепризнанного религиозного центра иудеев.

По библейскому сказанию, на месте, где позже вырос Храм, когда-то был жертвенник Богу Израиля, сооруженный Авраамом. Именно на этом жертвеннике Авраам готовился принести в жертву Исаака, своего сына, чтобы остановить повальную эпидемию. Когда в Иерусалим пришел Давид, на месте древнего жертвенника иевусеянин Орна построил гумно. Давид выкупил у Орны участок Храмовой горы, планируя сооружение Храма. Однако сам он так и не взялся за это великое дело. Пророк Натан посоветовал ему завещать сооружение Храма сыну Соломону.

Храм иудеев иудаизм в Иерусалиме

Известный своей мудростью властитель Соломон для возведения Храма заручился поддержкой Хирама, правителя Тира. Этот финикийский владыка не только обеспечил надежные поставки кипарисового и кедрового дерева, но и предложил помощь опытных мастеров. Строительные работы непрерывно шли около семи лет. В них принимали участие 30 тысяч израильтян, а также 150 тысяч ханаанеев. После их полного завершения в Святая Святых торжественно установили Ковчег Завета.

Двор Храма состоял из 2 частей: на территории внешнего двора собирались верующие, во внутренней части, окруженной низкой оградой, происходило священнодействие. Также там находилось каменное здание храма с плоской крышей из кедровых досок, которая не имела опорных колонн. Внутри здания стены и пол были облицованы кедром, а также богато украшены золотом. В восточной части Храма располагался Улам (Притвор) – граница между святым и мирским. Возле входа в Притвор был установлен внушительной величины Жертвенник всесожжения из меди. На нем совершались жертвоприношения животных. За Притвором находилось самое просторное помещение Храма – Хейхал (Зал). В нем был установлен золотой семисвечник Моисея (Менора), а также 10 семисвечников, которые были отлиты правителем Хирамом. Во всех этих подсвечниках постоянно были зажжены свечи. Вдоль стен были расставлены 10 Столов хлебов предложения из золота. В самой глубине Зала находился вход в Двир (Святая Святых) – наиболее важное помещение Храма. За дорогой занавесью была скрыта кедровая дверь, перед которой был установлен Жертвенник воскурения, откуда исходил дым фимиама. Непосредственно в Святая Святых на каменном пьедестале 6-7 см (так называемом Камне Основания) был установлен Ковчег Завета, а также Скрижали Завета. Святыню оберегали пятиметровые херувимы, мастерски вырезанные из оливкового дерева с позолотой. В Святая Святых не имелось никаких источников света (ни окон, ни светильников). Зайти туда имел право только первосвященник. Это происходило единожды в год в честь осеннего праздника День Искупления (по-иудейски – Йом Киппур) и сопровождалось обрядом воскурения. Ковчег Завета был навсегда утрачен во время нашествия вавилонских оккупантов в 586 г. до н.э.

Разрушенный вавилонскими завоевателями Храм позволил восстановить персидский правитель Кир. После 538 г. до н.э. множество евреев вернулось из вавилонского плена на родину. Непосредственно возведение Второго Храма продолжалось с 520 по 516 годы до н.э. Всеми работами руководил Зоровавель из дома Давида, а также первосвященник Иехошуа. Восстановленный Храм был меньше по размерам и вначале не так богато украшен. Но постепенно Храм обзавелся пристройками и вновь поражал роскошью убранства. По свидетельствам из Евангелия, восточная часть Второго Храма занимала, практически, в точности то же место, что и аналогичная часть Первого Храма. В частности, речь идет о том, что Иисус входил в притвор Соломонов.

В 169 г. до н.э. обновленный Храм в значительной мере пострадал от грабежа, учиненного войсками Антиоха IV Сирийского. Его превратили в жертвенник Зевса Олимпийского. Кроме того, там проводились отвратительные оргии, посвященные Дионису. Однако уже первые победы Маккавеев принесли Храму очищение. В дальнейшем он был перестроен и расширен. Иуда Маккавей и его приверженцы восемь дней отмечали Ханукку – торжество освящения. Когда Симон Маккавей уничтожил сирийскую цитадель Акру, он занялся расширением прямоугольного участка Храма на юг. Он старался укрепить внешние ограждения Храма, чтобы в будущем помешать врагам захватить его.

Былого великолепия и роскоши Храму придала реконструкция, производимая по приказу Ирода I. Начало восстановительных работ исследователи относят к 22 либо 18 г. до н.э. В целом они продолжались почти 10 лет. В частности, здание Храма перестроили, используя ценнейшие материалы – белый камень, серебро и золото. При чем, все материалы были заготовлены заранее, прежде, чем начали разрушать старые стены.

Необходимо заметить, что ключевое отличие восстановленного Храма от первого крылось в Святая Святых. Это помещение, согласно описания Иосифа Флавия, иудейского историка, было отделено от Зала «траурной» занавесью. Но главное – оно было пустым, не считая каменного пьедестала (Камня Основания – центра мироздания). Единожды в год в Йом Кипур туда заходил первосвященник и ставил на пьедестал кадильницу.

Несомненно, на Ирода сильно влияло римское мировоззрение и культура. Он не мог удержаться от использования при восстановлении Храма веяний греко-римской архитектуры. К примеру, он велел использовать колонны коринфского ордера. Однако более всего ревнителей благочестия возмущало намерение царя повесить на фасаде Храма барельеф римского орла-кумира. Для выравнивания площади под храмовый двор пришлось соорудить две длинные опорные стены: южную, в 280 метров, а также западную, в 485 метров. Фрагментом последней стала Стена Плача. В ходе строительства стен была сооружена система арок и подземных переходов. В целом, данная платформа получилась чрезвычайно прочной и сумела выдержать все перипетии многострадальной истории Иерусалима. Хотя постройки времен Ирода не дошли до нас, однако площадка под ними сохранила свои очертания.

Застройку Храмовой горы иродианских времен детально описал Иосиф Флавий. По периметру платформы были сооружены крытые галереи. Самой широкой среди них была Царская стоя (примерно вдвое шире, чем остальные). Под ней проходили пандусы возле дверей основания стены. С двух концов Царской стои находились монументальные лестницы, которые поддерживались рядом арок. Сегодня все еще сохранилась «арка Робинсона», являющаяся фрагментом этой лестницы. К северной стене примыкали огромный резервуар с водой и крепость Антония. Двухметровая изгородь отделяла место проведения богослужений от остальной территории. Изгородь имела 13 ворот, за который был заказан ход язычникам. Самому Храму отводилось место в западной части платформы. Во Дворе Священников был установлен Жертвенник. На другой стороне от Прекрасных Ворот было выделено место для Двора Женщин. Скала, где сейчас возвышается Купол Скалы, предположительно была основанием Святая Святых. О наступлении субботы принято было трубить с юго-западного угла стены.

Второй Храм был уничтожен во времена императора Веспасиана. Известно, что его сын Тит очень безжалостно подавил восстание иудеев и в 70 году сжег Храм. Примечательно, что это произошло в тот же день, когда шесть столетий назад Храм уничтожили вавилоняне. В эпоху императора Адриана на месте Храма выросло святилище Юпитера. Неподалеку были возведены жертвенники других богов римского пантеона. После 638 года, когда Святой Город завоевали арабы, на Храмовой горе стали активно возводить исламские святилища.

Храм упоминается во многих евангельских сказаниях. Именно в этом священном месте ангел возвестил священника Захарию о скором приходе Иоанна Крестителя в мир. В трехлетнем возрасте в Храм была введена Дева Мария. Родители привели Ее, чтобы посвятить Богу. На сороковой день от рождения в Храм принесли Младенца Иисуса. Там Его встретили старец Симеон, а также пророчица Анна. Затем Иисус попал в Храм в 12-летнем возрасте, где поразил своей мудростью богословов.

Примечательный эпизод из Евангелия рассказывает об изгнании Иисусом торговцев из Храма. Посетив Храм, Иисус застал там оживленный базар, везде стояли прилавки и вместо молитв посещающие Храм участвовали в торговле и мене. Иисус назвал такое положение вещей «вертепом разбойников» и выгнал всех продавцов и покупателей. Позже Он неоднократно посещал Храм, проповедовал, исцелял хромых и слепых, беседовал с людьми.

Еще раз Храм упоминается в описании деяний апостола Иакова, который был первым епископом Иерусалимской Церкви, а также первосвященником в Храме, имеющим право входить в его Святая Святых. Он проповедовал о Христе, за что фарисеи и книжники сбросили его с крыла Храма, а затем побили камнями.

В мусульманских сказаниях также есть место упоминаниям о Храме. Там, где позже вырос Храм, пророк Мухаммад во время ми'раджа (чудесного ночного путешествия) молился рядом с Авраамом (Ибрагимом), Давидом (Даудом) и Соломоном (Сулейманом).

В XIX – XX веках археологическим раскопкам возле Западной стены препятствовало религиозное и этническое противостояние на Ближнем Востоке. Евреи не раз пытались выкупить этот участок священной земли у мусульманской общины. В частности, попытки предпринимались хахамом Абдуллой, бароном Эдмоном де Ротшильдом, Мозесом Монтефьоре, а также Англо-Палестинским банком. Однако они не имели результата. Исламские лидеры неизменно находили различные благовидные предлоги для отказа от продажи участка. Речь могла идти о нахождении в данном месте могилы святого либо даже о том, что там была стоянка коня пророка Мухаммада аль-Бурака, который доставил его к Храмовой горе.

С 1930 года решением проблемы о спорном участке возле Западной стены занялась Лига Наций. В результате ее Международный комитет узаконил статус этого участка как священного места мусульман. Однако иудеям разрешалось его посещать для религиозных целей. Данные санкции Лиги Наций ничего фактически не изменили. Турецкая администрация, а после 1948 г. власти Иордании, мешали евреям посещать Западную стену.

Ситуация радикальным образом изменилась только после 7 июня 1967 г. Тогда в ходе Шестидневной войны возле Стены Плача высадился отряд израильских парашютистов и занял участок. Главный военный раввин Ш. Горен, как в давние времена, протрубил в шофар (то есть, ритуальный инструмент из бараньего рога), сзывая верующих со всего мира к священному месту. Израильские власти приказали снести арабский квартал Муграби, дома которого вплотную примыкали к Стене Плача. Немного позже были снесены строения возле южного участка Стены Плача. Таким способом удалось открыть два ряда кладки времен Ирода Великого. Перед Стеной Плача образовалась просторная площадь, преимущественно отведенная для молитв.

Уже в феврале 1968 г. начались первые организованные раскопки Западной стены под общим руководством Б. Мазара. До этого попытки археологических раскопок данного участка носили эпизодический характер. В частности, большое значение для исторической науки имели находки Чарльза Уилсона 1864 года, а также сэра Чарльза Уоррена 1867 года.

Вокруг Храмовой горы условно можно выделить три археологических комплекса: Западная стена, район вокруг юго-западного угла горы, а также зона рядом с Тройными и Двойными воротами.

Понизу Западной стены можно увидеть массивные камни, которые являются составляющей подпорной стены времен Ирода Великого. Ее возвели в 20 г. до н.э. в целях укрепления эспланады Храма. Изначально из таких камней состояла вся стена. По всей длине ее на равные интервалы разделяли пилястры. Сегодня археологи имеют возможность проводить аналогию с хорошо сохранившейся стеной в Хевроне этого же периода, поэтому получаемые в результате раскопок данные весьма достоверны. Следует заметить, что часть стены над эспланадой уничтожили римляне в 70 г. Посредством больших квадратных камней ее восстанавливали в VII в. Омейяды. Затем посредством мелких камней в 1033 г. после землетрясения.

С юга часть Западной стены заканчивается небольшой железной лестницей. Прямо за ней возвышается камень с зазубренным верхним углом примерно в два этажа. Это фрагмент перемычки ворот Храма Ирода, которые изначально имели высоту 9 метров, однако с тех пор уровень почвы значительно поднялся. Данную часть ворот обнаружил XIX в. исследователь Барклай и с того момента в археологию вошло название «ворота Барклая».

Известно, что дорога, ведущая в Храм из Верхнего города, поддерживалась целой серией сооружений. В их числе – арка Уилсона. Более раннюю дорогу в 63 г. до н.э. уничтожили сторонники Аристовула, укрывшись в Храме от преследующего их войска Помпея. В XIX веке британский королевский инженер Уилсон нашел остатки арки, которая когда-то поддерживала ведущую к Храму дорогу. Арку назвали в его честь. Сейчас можно увидеть только ее часть, которая подымается на высоту 7,6 м. Однако целиком она имела высоту 22,5 м. Набожные евреи могут попасть под арку из участка, отведенного для молитвы, вход для туристов находится севернее.

Повернув направо после входа в арку, можно попасть в сводчатый коридор. Очевидно, это и есть «потайной ход», который описывает Муджир-аль-Дин. Слева арками поддерживается акведук. По нему в иродианский период из Соломоновых прудов доставлялась вода. Внизу справа находится окно, позволяющее рассмотреть нижний уровень помещения, которое Чарльз Уоррен назвал «Масонским залом». Он целиком ошибочно утверждал, что в этом зале собирались строители-каменщики Соломонова Храма. А их масоны представляют основателями своего ордена. В зале сохранилась часть стен времен Ирода. Их высота достигает 6 метров. В середине помещения в Омейядский период была установлена колонна, которая подпирает поврежденные перекрытия.

Следует учитывать, что только опоры арки Уилсона относятся к эпохе Сооружение ее самой необходимо отнести уже к VII-VIII вв.(периоду Омейядов). В ходе исследований Уоррен проделал два шурфа. Первый с западной стороны арки имеет глубину 12,5 м, второй, ближе к Храмовой стене – 17,5 м. С их помощью можно увидеть 14 рядов кладки иродианской эпохи. Становится заметным, что улица тогда пролегала 7 метров выше каменной породы.

От арки Уилсона начинается тоннель Западной стены, который проходит на север вдоль Храмовой стены. Вход в тоннель – это просторная с планировкой в виде креста комната. По всей протяженности стены увидеть каменные субструктуры, которые мамлюки сооружали в качестве фундаментов для своих жилищ или для цистерн. С помощью этих субструктур арабские дома оказались на одном уровне со зданиями Храмовой горы.

В начале тоннеля были установлены четыре камня в 3,5 м высотой и приблизительно в 4 м толщиной. Это так называемый «ведущий ряд». Огромный вес камней служил контрфорсом массивному своду внутри, который удалось обнаружить благодаря новейшим технологиям сканирования.

Далее можно увидеть еще один вход в иродианский Храм – так называемые Ворота Уоррена. Эта арка, как считают ученые, является реконструкцией XI в. Оттуда поднявшись по лестнице, можно очутиться в комнате с огромной цистерной внутри. До Крестовых походов в этом помещении находилась синагога под названием Пещера. Ее обустроили приверженцы древней легенды, согласно которой Ковчег Завета не был уничтожен во время уничтожения Храма, а был спрятан в недрах пещерных лабиринтов под Храмовой горой. По легенде, царь Соломон предвидел возможное разрушение Храма и велел вырыть тайное хранилище для Святыни, куда позже правитель Иосия и перенес священную реликвию. Иудеи собирались в Пещере с верой, что присутствуют рядом с местонахождением Ковчега Завета.

Продвигаясь вперед, можно заметить, что тоннель немного расширяется. В этом месте до Ирода стояла хасмонейская цистерна. Но Ирод приказал ее снести, и теперь в Храмовой стене видны только две ее ступени и центральная опора. Хорошо отшлифованный камень был когда-то балюстрадой водоема.

В завершение путешествия по тоннелю можно попасть в помещение с двумя колоннами. Еге теперешний пол когда-то был мостовой иродианской улицы. В месте раскопок археологи нашли два булыжника, подготовленных к укладке. Но работа была приостановлена, предположительно в 4 г. по причине смерти Ирода. Неподалеку располагается помещение, отведенной под каменоломню. Там нашли не полностью вырубленные каменные плиты. Продвигаясь дальше вверх по лестнице, можно повернуть налево и, таким образом, попасть к Хасмонейскому акведуку. Примечательно, что он все еще перекрыт аутентичными плитами. Эти плиты подлинно свидетельствуют, что акведук не был тоннелем, а был вырезан подобно рву. Акведук служил для доставки воды из водоема Струтион в Храм. Сейчас можно увидеть только малую часть громадной цистерны.

На участок раскопок под названием «Юго-Западный Угол» можно попасть через Мусорные ворота. Эта зона была включена в черту города в кон. VIII в. до н.э. Известно, что тогда древние гробницы были переоборудованы в цистерны для построенных над ними новых домов. Затем во времена Ирода многие из этих построек были снесены. Таким способом освобождалось место для сооружения огромной опоры, соединившей арку входа в Храм и лестницу, ведущую к городу Давида. В эпоху Византийского владычества на данном месте были возведены дома, а также купальни. Однако в VIII в. они были разрушены по приказу Омейядов, чтобы освободить площадь для постройки трех больших зданий.

В северной части данные здания были снесены в ходе археологических раскопок. Однако стены двух построек омейядской эпохи достаточно неплохо сохранились. Они формируют своеобразный проход к лестнице, которая находится в юго-западном Храмовом углу. На середине траншеи, немного ближе к западу, можно увидеть иродианскую стену. На этом участке внимание, прежде всего, привлекает арка Робинсона. Впервые выступ в южной части этого участка стены заметил в 1841 г. американский исследователь Робинсон. Он выдвинул предположение, что этот обломок разрушенной арки является частью арочной системы, которая соединяла Верхний город и Храмовую гору. Но по Иосифу Флавию существовал только один арочный мост. Поэтому предназначение одной из двух арок Уилсона или Робинсона было непонятным. Долгое время достоверной считалась гипотеза, согласно которой существовало все-таки два моста и арка Робинсона составляющая «Царского моста», тогда как арка Уилсона – часть «Моста первосвященника». Только раскопки, осуществленные после Шестидневной войны, позволили аргументировано опровергнуть данную гипотезу. В частности, возле арки Робинсона обнаружили фрагменты полукруглых арок и сводов, которые тянулись на 35 м в южном направлении. Кроме того, были найдены камни, оставшиеся после разрушения ступеней лестницы. Она вела поверх семи сводов с улицы к галерее горы. Сегодня можно абсолютно точно утверждать, что арка Робинсона не использовалась как опора моста. Современный исследователь Меир Бен-Дов пишет, что арка Робинсона была построена для предотвращения толчеи, связанной со скоплением больших масс людей, которые приходили к Храмовой горе. На самом деле, когда-то в долине Тиропейон у подножья горы находился базар. Особенно многолюдно там было в период ежегодного паломничества. На ту часть горы уже не распространялась святость, поэтому возникновение рынка можно считать вполне закономерным явлением. Арка Робинсона, очевидно, была первым подобного рода сооружением в человеческой истории и предназначалась для прохождения массы народа. Сейчас таких сооружений можно найти достаточное количество на центральных развязках и перекрестках.

У основания арки Робинсона находились когда-то четыре маленьких торговых лавки, остатки которых нашли археологи. С северной стороны ее опоры есть два лестничных пролета, которые относятся к тому же временному отрезку. Один когда-то вел в Верхний город с помощью последовательно расположенных сводов.

Во время драматического для Иерусалима периода истории, последовавшего за оккупацией города римлянами, завоеватели планомерно разрушали внешнюю Храмовую стену. С помощью рычагов они отрывали и сбрасывали камни на близлежащие улицы. Следами подобного вандализма стали трещины на мостовой. В наше время археологи оставили их нетронутыми, чтобы еще раз напомнить о трагических уроках истории.

За воротами омейядского приюта для верующих можно увидеть остатки лестничного пролета, ведущего в центральный двор. Прямо напротив него находится вход во дворец Омейядов. Его руины открылись в ходе раскопок. Пройдя в северо-восточный угол дворца, можно по металлической лестнице попасть в средневековую башню. Ее, вероятно, построили крестоносцы, а потом перестраивал в 1191 г. Саладин и мамлюки в кон. XV в. Непосредственно с вершины башни можно хорошо рассмотреть планировку дворца.

Двигаясь влево от отреставрированного входа во дворец, можно по винтовой лестнице попасть в Византийский дом. Мозаичные полы в нем аутентичны, а оформление стен и крыша – реконструкция. Из северной в южную половину жилища можно пройти через дренажную трубу омейядского времени. Там расположена следующая винтовая лестница, ведущая вниз к замечательной иродианской цистерне.

Тройные и Двойные ворота зачастую объединяют под общим наименованием Ворота Хульды. Интересно, что в переводе из древнееврейского «хульда» значит «крыса». Однако Хульдой в Библии именуется пророчица, которая жила во времена правителя Иосии. Возможно, неподалеку от ворот в эпоху Второго Храма располагалась гробница этой женщины.

Участок стены в этом месте строили и Омейяды (VIII в.), и Османы (XVI в.). Различия в кладке очень сильно заметны. В нижней, очевидно, Омейядской части видны два фрагмента большого белого карниза. На нем изображен крест с гирляндами и это обосновывает предположение, что когда-то карниз был частью христианской (византийской) церкви. Предположительно, это была церковь Неа, которую в 543 г. построил Юстиниан.

Несомненно, широкий лестничный пролет, который ведет к Двойным воротам, следует отнести к иродианской эпохе. Сами Двойные ворота (или по-другому западные ворота Хульды) по большей части скрыты от глаз средневековой башней. Видна только небольшая их восточная часть. К иродианскому периоду можно отнести большой карниз, а также дополнительную арку. Дугообразный карниз с орнаментом – наследие времен Омейядов. Над ним в третьем ряду кладки можно заметить перевернутую римскую надпись. Вероятно, она посвящена приемному сыну императора Адриана Антонину. Исследователи предполагают, что эта надпись изначально находилась на одной из античных статуй, которые были доставлены на Храмовою гору приказом Адриана для превращение ее в храмовый комплекс, посвященный римским богам. Позже статуя была разбита, а ее фрагменты стали частью кладки. Следуя на восток от лестницы, можно увидеть иудейские ритуальные купальни – миквы. Одна из них отличается по размеру и конфигурации от остальных. Предположительно, она была предназначена для священнослужителей.

Характерную омейядскую форму имеют Тройные ворота, и только западный косяк с лепниной остался в них от ворот Хульды. Двери, вероятно, были заблокированы еще в XI в. О наличии в прежние времена широкой лестницы свидетельствует лишь часть опорной арки, которая была высечена в скале. Следуя дальше на восток, можно увидеть Одиночные ворота, используемые храмовниками в качестве боковой двери. Известно, что их запечатали в 1187 г. по приказу Саладина. Неподалеку от этих ворот можно увидеть руины дома византийского периода.

Значительное внимание историков сосредоточено на Цитадели или, по-другому, Претории либо крепости царя Давида. Ее в 24 до н.э. велел построить Ирод Великий в качестве оборонительного сооружения для своей резиденции. Территория, где позже выросла Цитадель, была заселена издавна, еще с VII в. до н.э. Но лишь в кон. II в. до н.э., во время правителя Иоанна Гиркана, этот участок оказался внутри городских стен. Цитадель, которую возвел Ирод в Старом Городу у Яффских ворот, заслужила недобрую славу в мировой истории.

Изначально цитадель имела 3 башни. Их названия связаны с именами самых близких для Ирода людей, брата Фазаэля, жены Мариамны и друга Гиппика. Историк Иосиф Флавий детально описывает эти башни. Он говорит, что высота башен была по истине впечатляющей. Ведь они стояли на древней стене, которая сама была возведена на высоком холме. Также историк упоминает, что к башням изнутри примыкал невиданной роскоши царский дворец. Все внешнее и внутреннее убранство в нем было доведено до подлинного совершенства. Археологические раскопки свидетельствуют, что дворцовая территория достигала почти до южной стены. После 6 года, когда римляне начали напрямую управлять Палестиной через наместника-прокуратора, Иродов дворец использовался в качестве иерусалимской резиденции этих высокопоставленных сановников. Известно, что основная их резиденция находилась в Кейсарии. Именно в стенах этого дворца, вероятно, происходил суд Понтия Пилата над Иисусом. Много позже во времена прокуратора Гессия Флора во дворце вновь разыгрались трагические события. Этот жестокий римский наместник в ответ на бунт 66 года устроил жителям Иерусалима судилище. Он отдал приказ соорудить перед дворцом судейское место, к которому приводили случайно схваченных иерусалимцев. Вначале он повелевал их бичевать, а затем распинать. Таким способом было убито около 3500 евреев. Жители Иерусалима не смогли вытерпеть подобной жестокости и начали масштабное восстание, в ходе которого был сожжен злополучный дворец. Иосиф Флавий эпизод за эпизодом описывает борьбу повстанцев под руководством Манаима с римскими солдатами, которая завершилась захватом и сожжением дворца.

В 70 году после оккупации Иерусалима полководцем Титом его войска расположились на постой именно возле старого дворца. Тит распорядился сохранить величественные башни как памятник. Фазаэль, Гиппик и Мариамна возвышались над руинами Святого Города и Храма, словно молчаливые свидетели безнаказанного своеволия римлян. Дворец стал лагерем для десятого «Сокрушительного» легиона (Fretensis) более чем на 200 лет. Данная цитадель была подвергнута частичному сносу в 135 г. при императоре Адриане. Последний стремился всячески упразднить свидетельства могущества Израильского царства, а цитадель Ирода, несомненно, была одним из них. До нашего времени сохранилась только нижняя часть Фазаэля. Однако сравнивать с землей основание цитадели для римлян казалось чрезмерно сложной задачей. Кроме того, крепость могла еще послужить для защиты их нового города Элии Капитолины, который вырос на месте полуразрушенного Иерусалима.

В первые века н.э. ошибочно считали, что крепость является резиденцией Давида на горе Сион. Они путали западный холм и легендарную гору. Остатки Фазаэля именовали башней Давида. В эпоху византийского владычества в развалинах цитадели, в частности, в ее нижних помещениях и тоннелях, жили монахи-отшельники.

После взятия города крестоносцами цитадель покинул фатимидский гарнизон, который там до этого находился. С 1128 года крепость преобразилась в резиденцию иерусалимских королей. В XII в. крестоносцы почти сумели вернуть былое величие цитадели, как и ее стратегическое значение, соорудив новые мощные стены и башни. Но уже в 1187 г. с вершины одной из этих башен завоеватель Саладан смотрел, как последние христиане покидают покоренный им Иерусалим.

В XIII веке крепость не раз пытались разрушить. Также немало сил было потрачено на ее перестройку. В частности, сильной ненавистью к ней воспылал принц Керак (Малик эн-Назер Дауд). В 1239 году он затратил немало усилий, чтобы уничтожить крепость, потому что она была «конкурентом» его собственной грандиозной цитадели. Но уже в 1310 г. по приказу султана аль-Насира Мухаммада в крепости вновь были произведены основательные восстановительные работы, вследствие чего она приобрела теперешний вид. Еще одну реконструкцию крепости провел в 1540 году Сулейман Великий. Он велел соорудить монументальный вход в твердыню, а также обустроить платформу вдоль западной стены, где разместились пушки.

Раскопки на территории цитадели проводятся, начиная с 1934 года. В результате были открыты остатки строений разных эпох, в том числе хасмонейского и иродианского времени. Также удалось обнаружить остатки средневековой мечети Дауда. По мусульманским преданиям, ее возвели на месте, где молился царь Давид.

На плане крепости можно увидеть Хасмонейскую стену, датированную кон. II в. до н.э. Сегодня она напоминает изогнутую дугу. Это явно городская стена, потому что она мощная и толстая, к тому же оснащенная двумя башнями. Описание этой древнейшей стены можно найти у Иосифа Флавия. По мнению этого еврейского историка, стена была труднодоступна для противника, так как возвышалась на холме, окруженном пропастями. Природная мощь твердыни усиливалась за счет искусственных укреплений, а их сооружало множество царей, начиная еще Давидом и Соломоном. На севере она начинаясь возле Гипиковой башни. Далее тянулась до Ксиста, примыкая к зданию Совета, и, наконец, оканчивалась возле западной галереи храма. По направлению на запад, то есть, с другой стороны, стена начиналась возле того же пункта. Далее простиралась к месту под названием Бетсон, а затем шла до Ессенских ворот. Потом она возвращалась на юг от Силоамского источника, опять загибала восточнее, приблизившись к пруду Соломона, а уже оттуда тянулась до Офлы. Ее окончание находилось у восточной галереи Храма.

Иудизм в Иерусалиме

Примечательно, что в южном направлении эта стена проходит ниже западной стены в ее современном виде. К ней изнутри пристроены здания, поэтому один из старинных входов едва заметен. Когда Ирод Великий в последней чв. I в. до н.э. принял решение о постройке в этом месте дворца, он приказал соорудить огромную башню прямо на ранней стене. Восточнее, очевидно, располагались еще две башни. Чтобы постройки имели более впечатляющий вид за счет искусственной платформы, Ирод велел поднять уровень почвы в стене. Реализация задумки осуществлялась посредством сооружения сетки стен, которые пересекались с хасмонейскими укреплениями под прямым углом. За счет этого они надежно удерживали новое наполнение. Мерой предосторожности против давления с боку стало расширение башни наружу. Таким способом был создан больший бастион, а также утолщена стена, пролегающая между двумя башнями. Остается неясным, почему не была расширена большая башня. Наоборот, при Ироде ее сузили от 18,5 до 14,5 метров. Хотя свое местоположение она сохранила. В последующем, в I веке происходила реконструкция этой башни. Обновленная башня была несколько по-другому ориентирована, а также была соединена со стеной. С того времени сохранились восточная и северная стены башни, западную же еще раз перестраивали в византийский период. Во время археологических раскопок в восточной комнате башни обнаружили толстый слой обломков. Вероятно, они остались еще со времен разрушений, которые были причинены атаками повстанцев в 66 г.

Иосиф Флавий описывает эпизод, в котором еврейские мятежники пытаются разрушить башню. Повстанцы не имели в своем распоряжении осадных орудий. Открыто подкопать стену под градом, сыплющихся сверху, стрел не было возможности. Поэтому они соорудили подкоп издалека. Укрепили ход деревянными подпорками, а затем подожгли их. Подпорки и фундамент очень быстро сгорели, поэтому башня рухнула. Однако оказалось, что повреждена только внешняя ее стена. Внутренняя предстала перед взорами повстанцев в полной целости.

Вначале IV в., уже в период Византийского правления, на север от башни Ирода была возведена новая стена. Кроме того, византийцы укрепили довольно основательно хасмонейско-иродианскую стену. Среди прочего, к ней были добавлены внешние части. Также была восстановлена поздняя иродианская башня (была перестроена ее западная стена).

В текущий момент Крепость Давида – один из важных культурных центров Израиля. В ее стенах расположилась экспозиция музея города Иерусалима. Примечательно, что в декабре 1917 г. (после захвата Иерусалима британцами в ходе Первой мировой войны) перед входом в древнюю цитадель генерал Эдмонд Алленби огласил религиозные и гражданские свободы горожан. Несомненно, в ХХ веке этот величественный памятник истории обрел новое символическое значение.

Важнейшей святыней для иудеев, христиан, а также мусульман является Гробница Давида. Все три религии почитают царя Давида как великого пророка. В Библии явно указано место его погребения. Оно лежит за пределами Города Давида, который, как известно, располагался на горе Офель. Однако, к сожалению, аутентичная гробница Давида до сих пор не обнаружена. Ее местоположение связывают с горой Сион. Это намоленное место, веками привлекающее верующих, безусловно, можно считать «достоверной проекцией» гробницы.

О гробнице Давида на этой священной горе рассказывают иудейские и христианские предания. В частности, апостол Петр в своей проповеди верующим в Сионской Горнице, говорил, что все они находятся в месте погребения Давида. Между тем, в записях иудейского путешественника Беньямина из Туделы можно найти предание, рассказанное рабби Авраамом Иерусалимским в 1167 году. Мудрый пастырь иерусалимской общины евреев повествует, как однажды в христианском храме на горе Сион обрушилась стена, и патриарх приказал восстановить ее, используя камни из древней кладки стены Сиона. Разбирая древнюю стену, рабочие обнаружили пещеру. В ее недрах стоял стол, а на нем были разложены корона и золотой скипетр. Авраам утверждал, что это и была гробница великого царя. Рядом с ней были найдены также гробницы других иудейских царей, включительно и Соломона. В каждой гробнице стоял сундук с несметными сокровищами.

У Иосифа Флавия тоже есть предание, связанное с гробницей Давида. Он описывает ограбление этого священного места правителем Иродом. Однажды в ночную пору Ирод самолично, и несколько его самых доверенных друзей отправились к гробнице. Они стремились проникнуть туда тайно, чтобы никто из жителей Иерусалима ничего об этом не узнал. Когда Ирод с соратниками вошли в склеп, то обнаружили там много разных драгоценностей и золотых украшений. Все это они присвоили себе. Однако Ироду захотелось пройти глубже по извилистым ходам гробницы, чтобы найти могилы Давида и Соломона. Но при попытке воинов Ирода пройти в один из следующих склепов оттуда неожиданно вылетело пламя и двое людей погибло от него. Ирода обуял панический ужас, он убежал с гробницы, приказал вновь ее замуровать, а также поставить при входе памятный знак из белого камня для умилостивления Предвечного.

В IV в. возле предполагаемого места погребения Давида была сооружена христианская церковь, но через 200 лет ее разрушили персы. Крестоносцы на том месте установили пустой мраморный саркофаг с резной лилией – символом французского королевского дома. Так они почтили память о могущественном иудейском царе. В 1524 г. на месте христианской церкви выросла мечеть Эль Дауд. До наших дней сохранились ее минарет и купол. Во времена турецкого владычества мусульмане запрещали иудеям и христианам посещать комнату, где был установлен саркофаг царя-пророка Дауда. Однако разрешалось молиться этажом выше. Там установили копию саркофага. Следует заметить, что для важных персон из этого правила делались исключения. Например, гробницу в 1839 г. смог посетить Моше Монтефьоре. Очень интересно, что во время небывалой засухи 1855 г. мусульмане по собственному почину обратились к евреям с просьбой подойти к гробнице, чтобы умолить своего царя не убивать всех иссушающей засухой.

Сегодня могила Давида – часть сефардской синагоги. Вход в нее свободен для всех. Саркофаг накрывает покрывало, на котором установлены свитки Торы в футлярах. Они были доставлены из европейских синагог, которые разрушили нацисты. Свитки – сакральный символ 22 израильских царства.

Издавна на склонах Елеонской горы находился древнейший в мире погост – Еврейское кладбище. Археологические находки на его территории свидетельствуют о наличии погребений времен Ветхого Завета. Очевидно, оно начало разрастаться еще в эпоху правления Соломона. Исследователи выявили на этом месте остатки гробниц, выбитых на поверхности в скальной породе, то есть, захоронений не пещерного типа. Они относятся к разному времени: эпохе Ветхого Завета, эллинистическому и иродианскому периоду.

Предания трех различных религий (иудейской, христианской и мусульманской) единогласно сходятся на том, что с этого места начнется воскрешение из мертвых во время Страшного Суда. Сегодня многие состоятельные евреи стремятся приобрести участок земли на этом кладбище. Их не останавливают заоблачные цены.

К Еврейскому кладбищу условно относится северная часть склона Елеонской горы. Там расположены всемирно известные памятники-гробницы. Это — Гробница (Столп) Авессалома, а также Гробницы Захарии, Иосафата, дочери фараона и сыновей Хезира. Все они издавна пробуждали немалый интерес, так как имели необычную форму и были окружены будоражащими легендами.

В Библии пророки немного по-разному определяют место, где произойдет Страшный Суд. Иоиль утверждал, что это будет долина Иосафата: Захария с уверенностью называл местом Божьего Суда Елеонскую гору. Впрочем, оба утверждения не так противоречат друг другу, как может показаться. Паломник из Бордо в 333 г. оставил запись, в которой обосновывается, что под долиной Иосафата подразумевается Кедронская долина.

Уже много веков подряд монумент под названием Гробница (Столп) Авессалома окружает множество легенд. Этот необычный памятник у подножия Елеонской горы связывают с Авессаломом, мятежным сыном Давида. По библейским преданиям, Авессалом при жизни велел возвести себе в царской долине памятник. Не имея сыновей, он таким способом хотел оставить после себя память. Однако археологи полагают, что данный монумент был воздвигнут в кон. I в. до н.э., что подтверждают его архитектурные особенности. В них воплотилось эклектическое смешение египетских и греческих архитектурных традиций, которое было распространено тогда. Постройка изначально должна была стать надгробием для восьмикамерной катакомбы.

Некоторое время бытовала традиция бросать в надгробие камни, чтобы выразить осуждение Авессалому. В результате монумент оказался завален камнями почти до половины. Только в 1925 году памятник был в значительной мере очищен в ходе акции Общества исследования Эрец Исраэль по приведению в порядок исторических мест.

Когда-то на вершине конусообразного монумента можно было увидеть каменное изваяние руки. Данный факт подтверждается старинными рисунками, а также самим еврейским названием памятника «Рука Авессалома» (Яд Авшалом). Куда исчез этот фрагмент монумента не известно. Однако в XIX в. имела распространение легенда о том, что руку на памятнике отстрелил сам Наполеон Бонапарт. Разумеется, данная легенда не имеет под собой обоснований, так как подлинно известно, что Наполеон во время своего завоевательного рейда в Палестину не посещал Иерусалим.

Поблизости от Столпа Авессалома находится Гробница священника Захарии, датированная второй пол. II в. до н.э. Целиком высеченный из скалы надгробный памятник привлекает к себе внимание не одно столетие. Сейчас с большой достоверностью можно утверждать, что он принадлежит древнему священническому роду, в точности как гробница сыновей Хезира. Однако в иудейской и христианской традиции о принадлежности гробницы существуют разные мнения.

Евреи утверждают, что этот монумент – гробница священника Захарии, который был сыном Иодая. Его убили по приказу нечестивого правителя Иоаса, так как Захария обличил царя в грехах непосредственно во дворе Храма. Иудеи склонны считать, что это убийство повлекло за собой гибель Первого Храма. Это злодеяние вместило сразу семь греховных действий: убийство священника, убийство судьи, убийство пророка, пролитие невинной крови, осквернение пределов Храма, совершение преступления праздник Йом Кипур и в шаббат.

Христианские богословы связывают этот памятник с местом захоронения совсем другого священника Захарии. А именно отца Иоанна Крестителя. В Евангелие можно найти упоминание об убийстве Захарии между жертвенником и храмом.

Однако над дорическими колоннами монумента, на архитраве, можно увидеть надпись (на древнееврейском языке), идентифицирующую надгробие. Можно обосновано утверждать, что оно принадлежит семье священников Бней Хезир.

Несомненный интерес вызывает Гробница дочери фараона (другое название – Силуанский монолит). Этот памятник на первый взгляд похож на один из домиков деревне Сильван. Однако при дальнейшем рассмотрении становится заметным отсутствие окон. Данная гробница в XIX веке привлекла внимание французского археолога де Сольси, который ошибочно отожествлял ее с мавзолеем, сооруженным правителем Соломоном для своей египетской жены, дочери фараона.

На самом деле, усыпальницу построили в VIII в. до н.э. В этих целях была срезана прилегающая скала. Затем на каменный куб поместили пирамида, также как и в Гробнице Захарии. В последующие века пирамида на гробнице в значительной мере пострадала, поскольку очень близко функционировала каменоломня. Немалый ущерб гробнице нанес также поселившийся в ней византийский отшельник. Он решил расширить вход за счет уничтожения части стены, которая как раз содержала древнееврейскую надпись. Сейчас от этой надписи сохранилось только две буквы. В XIX веке немного ниже усыпальницы была добавлена арка, облегчающая подход к памятнику.

Экскурсия в гробницы

Позади Гробницы Авессалома можно увидеть высеченную в скальной породе пещеру с привлекательным портиком. Это Гробница Иосафата. Легенды упорно отожествляют это место погребения с именем правителя Иосафата. Хотя в Библии точно указано, что Иосафат был похоронен в пределах Города Давида. Объективный археологический анализ позволяет датировать гробницу II в. до н.э.

Принадлежность Гробницы сыновей Хезира точно установлена благодаря найденной на архитраве надписи. Находится этот памятник справа от Гробницы Авессалома и представляет собой пещеру, украшенную двумя колоннами, которые подпирают архитрав дорического ордера. Архитрав и колонны датируются кон. II – I вв. до н. э., то есть, временем Хасмонеев.

Древний род священников Хезира упоминается в Библии. Безусловно, в свое время он был почитаем среди соотечественников. Однако местная народная традиция нарекла эту гробницу «Домом прокаженных». Название объясняет легенда о царе Осие, правивем в VIII в. до н.э. По этому преданию, правитель заболел проказой и начал скрываться в пещере. Он прекратил напрямую управлять своим государством, передав власть в руки сына Иофама. Еще одно название гробницы «Диван Фараона» в наше время объяснить не удается.

В армянской традиции принято считать данную пещеру местом первого захоронения апостола Иакова. Позже голова святого была перезахоронена. Место ее погребения – под главным алтарем храма Святого Иакова. Тело апостола его ученики перенесли в Испанию. Следует сказать, что там оно находится и поныне. Его местонахождение – собор города Сантьяго де Компостела.

Еще в одной легенде упоминается, что апостол Иаков в этой пещере прятался после распятия Иисуса Христа, так как его охватил страх перед римскими воинами и иудеями. В пещере Иакову явился воскресший Иисус, о чем гласит Евангелие.

На Шхемской дороге на север от Старого Города (приблизительно в 800 метрах) находится самый монументальный некрополь Иерусалима – Гробница Царей. Такое название некрополю дали его первые исследователи в XIX веке, ошибочно полагая, что обнаружили гробницы иудейских царей. Величественный фасад комплекса, действительно, способен ввести в заблуждение. Однако позже выяснилось, что гробница является фамильным некрополем Елены, правительницы Адиабены в северной Месопотамии. Она приняла иудаизм и поэтому пожелала быть погребенной возле Иерусалима. О ее жизни повествует Иосиф Флавий.

Историк пишет, что в Иерусалим царица прибыла между 46-48 гг., когда жители города страдали от большого голода. Елена немедленно начала раздавать беднякам еду. Со временем она полюбила город и решила в нем остаться. Для этого властительница выстроила дворцовый комплекс в Нижнем городе, в котором провела 20 лет. Однако примерно в 64-65 гг. погиб ее сын Изат. Елена вынуждена была вернуться на родину. Царица ненамного пережила своего сына, тоска по нему ускорила ее кончину. Второй сын Елены Монобаз согласно предсмертной воле матери, отправил останки ее и Изата в Иерусалим. Там их похоронили в гробнице в виде трех пирамид, которую Елена воздвигла заранее.

Греческий историк II века н.э. Павсаний считал, что усыпальница Елены Адиабенской уступает по грандиозности и роскоши только гробнице легендарного царя Мавзола. А последняя, как известно, входит в число семи чудес света.

Когда-то в открытый двор погребального комплекса вела монументальная лестница девятиметровой ширины. Во дворе было несколько купален для ритуальных омовений. Фасад усыпальницы изначально имел высоту 28 метров. Вверху его венчали три пирамиды. При раскопках найдены фрагменты двух колонн, которые поддерживали архитрав. Вход в гробницу закрывал огромный камень круглой формы. Его можно было сдвинуть посредством секретного механизма, приводимого в действие системой водного поршня. Во внутреннем помещении усыпальницы (хохиме) располагались ниши, куда помещали усопших. Грабители прошлых веков вынесли из усыпальницы, практически, все драгоценности. Однако они так и не смогли найти саркофаг Елены. На самом деле, строители гробницы опасались надвигающегося мятежа (Первого Восстания) и решили поместить саркофаг не в главном помещении усыпальницы, а в одном из нижних. Он был обнаружен уже в ходе современных археологических раскопок. Надпись «Царица Саддан» на саркофаге указывает на арамейское имя Елены, то есть, не оставляет сомнений относительно принадлежности некрополя. В наши дни саркофаг экспонируется в Лувре.

Немного на запад от горы Сион расположена Гробница семьи Ирода. Известно, что для себя самого Ирод соорудил Иродион – грандиозную крепость-гробницу вблизи Вифлеема. В долине Хиннома неподалеку от Иерусалима была воздвигнута усыпальница для жены царя Мариамны, а также других членов семьи, которые впоследствии стали жертвами параноидальных страхов правителя. Историк Иосиф Флавий описывает, как в этой гробнице в 5 г. до н. э. похоронили младшего брата Ирода. Несмотря на то, что царь его безмерно любил, скорее всего, именно по его приказу тот был отравлен.

Раскопки гробницы позволили обнаружить основание пирамиды, площадь двора, лестничный пролет и вход, который был закрыт круглым камнем. Во внутреннем помещении археологи нашли три разграбленные саркофаги из камня. В целом, находок в гробнице было сделано относительно немного, так как вероятно там успели побывать не одни грабители. Саркофаги стояли в усыпальнице вплоть до Второй мировой войны. Затем англичане переправили их в монастырь Константина, потому что решили использовать усыпальницу в качестве бомбоубежища.

Для еврейской истории особое значение имеют некоторые синагоги, расположенные в еврейском квартале Иерусалима. Это, в частности, Синагога Рамбана, получившая свое название в честь известнейшего ученого Средних веков Рамбана (рабби Моше бен Нахмана). Этот ученый, каббалист, талмудист, поэт, философ и врач, пользовался уважением и славой во всей Испании. В 1232 году он сумел победить в публичном диспуте представителей доминиканского ордена, за что был обвинен инквизицией в хуле на христианство. За мудреца заступился сам король. Однако Испанию рабби вынужден был покинуть. Добравшись в Иерусалим в 1267 году, Рамбан устроил в одном из пустующих домом, каких было в округе множество, синагогу. Рамбана поразили ужасные условия жизни жителей Иерусалима в то время. Их он описывает в своем письме, которое демонстрируется в синагоге. Ученый детально описывает свои шаги по обустройству синагоги. В частности, он рассказывает, как в поднятое из руин здание синагоги были доставлены свитки Торы из Наблуса.

На долгое время новая синагога сумела стать центром общинной жизни евреев Иерусалима, а также привлекала множество паломников. Ее предполагаемое местонахождение – это гора Сион. Известно, что за стены города еврейская община смогла переселиться только в нач. XV в. Тогда возвели новую синагогу, которая стала «наследницей» старой рамбановской. Однако вскоре и ее пришлось закрыть. Рядом выросла мечеть с минаретом. При чем, ее возвел на месте своего дома исламизированный еврей.

В 1474 г. синагога полностью обрушилась после ливня. Решением султана Каит Бея иудеям позволили возвести новую синагогу. В 1523 г. было завершено ее строительство. С 1586 г. действовал запрет турецких властей на проведение молитв в синагоге, хотя она и продолжала оставаться собственностью еврейской общины. 400 здание синагоги использовали не по назначению. За это время там даже была сыроварня и торговая лавка. Только после 1967 году в старинном здании была вновь открыта синагога.

Своей величественной аркой внимание туристов привлекает Синагога Хурва. История этого культового сооружения берет начало с 1700 г., когда в Иерусалим прибыли евреев из Польши вместе с рабби Иудой Хасидом. В последующие годы в Святой Город эмигрировали еще несколько сотен польских евреев. Таким образом, община увеличилась до более чем 1500 человек. Не удивительно, что они решили построить свою синагогу. Однако община польских евреев была бедна, и деньги на строительство синагоги пришлось взять в кредит у арабов. Кредит не был возвращен вовремя и арабы забрали себе участок земли с построенной на нем синагогой. Это культовое сооружение беспощадно разрушили. С тех пор евреи назвали то место Хурва, то есть, руина. В XIX в. участок удалось выкупить литовским евреям. В 1864 году было завершено строительство крупнейшей в городе синагоги. Ее назвали Бейт Яаков, почтив таким способом отца Эдмона де Ротшильда, который в значительной мере финансировал строительство. В 1948 году величественную синагогу вновь разрушили мусульмане. Название «руина» еще на полвека закрепилось за ее бывшим местонахождением. Только в 2007 году были начаты работы по восстановлению синагоги.

В 1948 г. арабы взорвали еще одну знаменитую синагогу. Это было четырехэтажное сооружение хасидов под названием Тиферет Исраэль (в переводе – Слава Израиля). Постройка синагоги относится к середине XIX века. Все работы по ее возведению финансировал Исраэль Фридман, Ружинский цадик (то есть, духовный наставник). На начало ХХI ст. от «Тиферет Исраэль» остался только фасад, с частично сохраненными фрагментами фресок, часть стен, а также ритуальная купель для омовений (миква).

Большое внимание путешественников в Иерусалиме привлекают Сефардские синагоги. Изначально это был комплекс из 4 синагог Бен Заккая, Элиягу, Стамбульской и Средней. Площадь комплекса – около 800 м?. Начало его строительства относится к концу XV века, когда в Иерусалиме образовалась сефардская община изгнанников из Испании.

Первой, в 1606-10 гг., соорудили синагогу Йоханана бен Заккая, назвав ее в честь мудреца, кодификатора Мишны, который после разрушения Иерусалима воссоздал в Явне центр еврейской учености. Восточную стену синагоги украшает фреска Жана Давида, на которой изображен Небесный Иерусалим. На стеклянной полке в окне находятся два священных предмета: сосуд с маслом и шофар (то есть, ритуальный музыкальный инструмент из бараньего рога). Иудеи верят, что Машиах после своего прихода в Израиль, звуком этого шофара возвестит о начале Мессианской эпохи, а этим маслом будет помазан на царство.

В 1625 году синагогу расширили, пристроив комнату для учений и зал для собраний. В 1702 году данные помещения стали отдельной синагогой, которая была названа Элиягу, то есть, в честь пророка Илии. В одной из задних комнат синагоги стоит древнее богато украшенное кресло. По преданию, на него садился пророк Илия, посещая синагогу. Более того, это кресло-трон до сих пор стоит на случай нового визита пророка.

В сер. XVIII века в северо-восточной части дворика синагоги Бен Заккая была сооружена синагога, позже получившая название Средней. И, наконец, в 1764 году была построена Стамбульская синагога, названная так в связи с евреями из Малой Азии, ее построившими. Реликвиями этой синагоги считаются Арон а-Кодеш (шкаф со свитками Торы) и резная деревянная кафедра шедевр, принадлежащий когда-то евреям Италии.

В 1835 году все 4 синагоги были объединены в один комплекс Йоханан Бен Заккай. Сегодня одно из помещений этого знаменитого памятника еврейской культуры занято экспозицией музея истории Еврейского квартала, в частности – его синагог.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Cмотреть далее:

Закладки и сервисы

Похожие записи

Обсуждение

Пока нет комментариев.

Прокомментировать

Обязательно

Не публикуется. . Обязательно